Сайт воспитателя Стрельниковой Светланы Владимировны, воспитатель г. Ртищево Саратовской области

Занятие- экскурсия «В гостях у И.И. Шишкина»

Цель: Формирование  у детей целостных образов русской природы посредством знакомства с творчеством «лесного богатыря-художника» И.И. Шишкина.

Материал: Презентация с картинами: И. Н. Крамской «Портрет И.И. Шишкина», И.И. Шишкин «Туманное утро», Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Мухоморы», «Дубовая роща».

Словарь: Лесной пейзаж, цветовой контраст, этюд, пленэр.

Материал и оборудование. Музыкальный центр, сойки для картин, столики для дидактической игры «Собери картинку», художественная кисть, краски.

Мотивационная  ситуация. Сюрпризный момент – «Коробка открытий», в коробке – художественная кисть и краски.

Ход занятия  – экскурсии.

Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и мультимедию с презентациями по репродукциям картин (картина  И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и этюд «Мухоморы») и игровую зону, в которой в центре ковра находится «коробка открытий»

  Педагог приглашает ребят в игровую зону и рассаживает их на ковре вокруг «Коробки открытий».  Маргарита открой пожалуйста коробку ,и достань все предметы, называя их. – Как вы думаете, человеку, какой профессии принадлежат эти предметы? (отв. Детей) Ребята давайте пройдем в галерейную зону, во время перехода кладу в коробку два комплекта разрезных репродукций с изображением картин  «Утро в сосновом лесу» и «Дождь в дубовом лесу». Дети садятся на стулья , предлагается рассмотреть портрет кисти Ивана Николаевича Крамского. Ребята, как вы думаете может ли изображенный на картине человек быть художником? (отв. Детей)

Сам  Иван Николаевич Крамской известный художник, работающий в жанре портрета. За всю жизнь запечатлел много известных людей, в их числе и Иван Шишкин.

Признавая его талант и мастерство, Крамской написал Шишкина в полный рост, готового отправиться на пленэр (свежий воздух) писать этюды. Перед вами предстает сорокалетний мастер живописи: высокие сапоги, дорожное пальто и шляпа с широкими полями для длительных прогулок, большой зонт с длинным наконечником и этюдник с художественными принадлежностями для работы с натуры.

Выбор места, с которого художник будет делать набросок,- важный момент, поэтому на портрете Шишкин изображён стоящим и внимательно осматривающим лесные дали; его сосредоточенный взгляд медленно скользит по горизонту, подмечая интересные виды. Отправиться  ли дальше художник или останется на этом месте, среди редкой, высокой травы на Фоне могучего леса, неизвестно, известно лишь, то, что подобных прогулок Шишкин совершал много. Свидетельство тому - его картины.

Ребята , я предлагаю вам  прогуляться  в гости к живописцу и увидеть лесные просторы его глазами.

Прогулка начинается ранним утром. На произведении «Туманное утро» изображено пробуждение природы с первыми лучами солнца. Утренний туман неспешно растворяется, открывая реку, поле и лес. Оттенками зеленого ,переданы свежесть и влажность утреннего воздуха. Безмолвие и тишина становится спутниками удивительного вхождения в картину. Зеркальная гладь реки, словно петляющая тропинка, уводит в лес, а нижняя ветка берёзы- как указатель направления пути.

 Ребята давайте  войдем в воображаемые обстоятельства и отправимся по реке на лодке мимо берёзы в лес.

Чтение стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Здравствуй, лес!»

Здравствуй, лес ,дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

На картине «Утро в сосновом лесу» зрителя встречает медвежья семья. На фоне лесной чащи, исчезающего тумана и восходящего солнца художник изобразил медведицу и трех медвежат. Облюбовав упавшую сосну, словно спортивный снаряд, они тренируются в равновесии и ловкости. Медвежата уже научились забираться по дереву на не большую высоту; со временем при помощи мамы они научатся всему, что пригодится ИМС для самостоятельной жизни в лесу.

Шишкин, показывая только одно утро, смог поведать целую историю из жизни леса. Используя композиционный прием срезанных макушек деревьев, художник указывает на их мощь  и вековой возраст. Помещая на передний план поваленную сосну с поросшими мхом корнями и сломанной верхушкой, он рассказывает о сильном ветре, когда-то бушевавшем в этом лесу. И, как оказалось, её падение не напрасно: теперь дерево стало любимым местом для семьи медведей, с которого открывается великолепный вид на сосновый лес.

В завершение просмотра трех картин педагог предлагает ребятам перейти в игровую зону и заглянуть в « Коробку открытий». Дети вынимают разрезные детали, делятся на две группы и по команде на столах складывают изображения.

Ребята, как называются эти произведения? (отв. Детей «Утро в сосновом лесу» дети вспоминают быстро)

  Ребята давайте перейдем в галерейную зону, дети рассматривают картину Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

Ребята подумайте , о том какое название этой картине дал автор?(отв. Детей) В этой картине в сюжете главное- дубы и дождь. Именно поэтому картина носит название «Дождь в дубовом лесу».

Редко кто, попадая под дождь в городе, в лесу или в поле, любуется этим природным явлением. Большинство людей торопятся укрыться, как и вот эти прохожие, которых художник поместил в самый центр картины. Прижавшись, друг к другу, и накрывшись одним зонтом, пожилая пара неторопливо идёт домой. А впереди идущий мужчина практически бежит. Он без зонта, поэтому его походка более быстрая; большими шагами, перепрыгивая лужи, стремительно удаляется в лесную даль. Их взгляды устремлены под ноги, и им совсем не до окружающей красоты. А вот зритель этой картины, наоборот, находясь в тепле, может рассмотреть всю красоту дубовой рощи в летний дождь.

Мокрая дорога, путь по которой преграждает большая лужа; однако если не торопиться, то в ней можно рассмотреть небо, деревья и капли дождя, которые ударяются о поверхность воды и приводят в движение все, что отразилось, делая изображение размытым. После лужи дорога сужается и превращается в тропинку, а могучие дубы, напротив, расступаются в разные стороны, открывая взгляду простор.

В этой картине художник тоже использовал композиционный приём срезанных макушек. И если дубы на переднем плане будто не умещаются на полотне, то деревья заднего плана тают в белой воздушной дымке. Благодаря такому эффекту возникает желание узнать, что же там дальше, за поворотом  лесной тропинки.

Для усиления эмоционального восприятия картины «Дождь в дубовом лесу» включаю звук дождя: дети произведение не только видят, но и слышат.

Ребята в начале нашей экскурсии, мы с вами рассматривали портрет И.И. Шишкина, говорили о его готовности отправиться  на пленэре (свежий воздух) писать этюды. Открывая репродукцию «Мухоморы», педагог обращает внимание на то, что перед ними- один из многочисленных этюдов художника.

Совершая прогулки по лесу, Шишкин всегда был внимателен к деталям, ведь он хотел показать жизнь леса в мельчайших подробностях. Поэтому целая семья мухоморов не могла остаться незамеченной. Восхитившись яркостью красных шляпок грибов, художник принялся  их писать. Грибы занимают весь передний план композиции, таким образом, зритель может рассмотреть каждый гриб и без труда их сосчитать.

- Сколько грибов изображено на картине? (отв. Детей)-Какой гриб можно назвать папой? Мамой?

-Как можно назвать остальные грибы? (отв. Детей)

Изображая на заднем плане только основания деревьев, художник показывает, что эти грибы растут в лесу. Конечно, он мог написать деревья полностью, чтобы можно было определить, в каком лесу они растут, хвойном или лиственном. Но тогда грибы оказались бы маленькими красными точками на бугорке, примерно такими, как цветы на следующей картине – «Дубовая роща».

Не смотря на то что они изображены на переднем плане, нельзя рассмотреть каждый лепесток, и как ни старайся, все равно видны лишь группы белых точек на тонких стебельках. Таким образом, автор, не упуская детали, определяет главное в картине. Безусловно, это могучие дубы. Огромные стволы, мощные ветви и пышная крона указывают на величие этого дерева. Им и одним можно восхищаться, а здесь- целая роща. Освещенная солнцем, она предстает во всем своем великолепии, давая возможность рассмотреть каждое дерево в отдельности. Педагог, напоминая о приеме срезанных макушек, спрашиваю ребят, для чего художник использует его в произведении.

После ответов педагог обращает их внимание на водоем в правой части полотна. Его не сразу заметишь- в отличии от большого камня. Уютно расположился он на берегу тихой заводи и от времени успел порасти мхом.

Эта картина, как и все предыдущие работы кисти великого мастера, вызывает чувство восхищения родной природой и учит замечать красивое в окружающем мире.

Итог. Ребята давайте посмотрим все картины еще раз.

– Как зовут художника, в гостях у которого мы побывали? (отв. Детей)

- Что о нем можете рассказать?

 –Кто из вас бы хотел стать художником-пейзажистом?

20 августа 2019 в 20:36

Прикреплённые файлы:

Документ: Занятие- экскурсия «В гостях у И.И. Шишкина»

Описание файла:

Файл называется: zanjatie-yekskursija-shishkin_jqpbd.pptx

Это официальный файл организации «Сайт воспитателя Стрельниковой Светланы Владимировны, воспитатель г. Ртищево Саратовской области», в нём содержится Занятие- экскурсия «В гостях у И.И. Шишкина».

Размер файла: 1,1 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.